Как отпустить ребенка одного в поездку на автобусе. Психолог

Как отпустить ребенка одного в поездку на автобусе. Психолог

Нет такого взрослого, который не терзался бы сомнениями: позволить ребёнку ездить в общественном транспорте в одиночку, призвать на помощь бабушку, няню или даже пожертвовать собственным рабочим временем… Психологи в этом вопросе единодушны: 8-9-летний ребёнок вполне способен проехать 4-5 остановок и добраться до нужного места. Более того, перефразируя слова Вольтера, специалисты уверяют: если бы не существовал общественный транспорт, его бы следовало придумать в воспитательных целях. Чему может «научить» трамвай или автобус?

3 причины отпустить ребёнка одного

Содержание статьи:

1.ПОЗНАНИЕ СЕБЯ. Путешествуя в одиночку, ребёнок выходит из зоны комфорта — рядом нет родных людей, домашняя обстановка осталась позади. Поэтому его «я» психологически уже не распределяется на привычное и родное (родственники, детская комната, игрушки), а, наоборот, концентрируется в пределах собственного тела и разума. Именно они являются постоянной «точкой» в новой обстановке. Благодаря этому ребёнок учится искать опору в первую очередь внутри себя, а не вовне. Это помогает (пока на подсознательном уровне) ощутить свою целостность, принять ответственность за себя. Самостоятельно изучая и осваивая пространство, ребёнок одновременно познаёт свой внутренний мир, самоутверждается, приобретает уверенность в себе: «Я покоритель новых территорий, «первооткрыватель», а значит, способен на многое!»
2.ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ. Перед ребёнком стоит ряд конкретных задач: не пропустить свой автобус, не потерять по дороге вещи, купить проездной билет, выйти на нужной остановке. Эти элементарные, на первый взгляд, действия требуют от юного путешественника большого напряжения ума и сил. Но именно они помогут сформировать навыки поведения в новых незнакомых ситуациях, правильно определить последовательность действий.
3. НАЛАЖИВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. Транспорт — это не только средство передвижения, но и общественное место, где происходит общение: пассажиры уступают место, передают деньги за проезд, уточняют, на какой остановке выходит впереди стоящий. В дороге дети приобретают опыт словесного и телесного контакта с незнакомыми людьми, что тоже является неотъемлемой частью взросления. Дети очень наблюдательны, любят изучать поведение взрослых. Транспорт — место, где можно повстречать разных людей по характеру, манерам, возрасту. Обсуждение таких моментов дома с родителями поможет понять, насколько люди индивидуальны и различны в своих проявлениях.

Четыре урока

Урок №1.АДАПТАЦИЯ
Во время совместной поездки задавайте ребёнку разные вопросы: «Где будем переходить дорогу?», «Какой номер нашего автобуса?» Обращайте внимание на вид из окна: «Где мы едем?», «Когда нам выходить?» Ребёнок должен уметь опознавать характерные приметы за окном — перекрёстки, дома, рекламу, по которым может ориентироваться и заранее готовиться к выходу. Научите его считать остановки и внимательно слушать объявления водителя. Поначалу детей утомляет необходимость быть постоянно включённым в изменяющуюся ситуацию — это для них сложно. Будьте последовательны, отвечайте на вопросы за него, подсказывайте, направляйте. Главное — регулярность.
Урок №2. ОСОЗНАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Многие не придают этому аспекту значения и во взрослом возрасте, а это важная сторона вопроса, определяющая культуру поведения. Ребёнок должен чётко понимать, что нужно сделать в данный момент. Например, скажите ему: «Встанем сбоку, чтобы не мешать другим выходить»; «Нам далеко ехать, сядем на дальние места»; «Крепко держись за поручень, чтобы не упасть на других пассажиров»; «Много людей, надо пройти ближе к двери заранее». Такие уроки помогут ребёнку избежать хаоса и путаницы в действиях во время поездки в одиночку.
Урок №3. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ
Многих родителей раздражает назойливость пассажиров, которые пристают с расспросами к малышу: «Сколько тебе лет?», «Как тебя зовут?» Не препятствуйте общению — это поможет ребёнку с раннего детства наладить контакт с незнакомыми людьми и в дальнейшем спокойно с ними общаться. Повзрослевшему ребёнку обязательно прививайте навыки диалога в транспорте. 6-7-летний малыш вполне способен под вашим контролем сказать: «Вы сейчас выходите?», «Извините, можно пройти?», «Передайте, пожалуйста, за проезд». Обычно дети в стремлении почувствовать себя взрослыми с удовольствием выполняют такие задачи.
УРОК №4. БЕЗОПАСНОСТЬ
Один из главных моментов, на который стоит обратить внимание. Становясь участником движения, ребёнок должен знать основные правила: трамвай нужно обходить спереди, автобус или троллейбус сзади, переходить улицу на зелёный сигнал светофора, двигаться только по пешеходному переходу. Важно соблюдать и общие правила безопасности, например, удаляясь от остановки, избегать безлюдных мест. Общение с попутчиками в транспорте не должно выходить за рамки интересов ребёнка, и на вопросы типа: «А какой дорогой ты пойдёшь?», «А тебя будет кто-то встречать?» он отвечать не обязан. Тем более если вопрос задаёт не пожилая женщина, а мужчина или молодой человек. Что-то спросить можно у водителя: он всё знает о маршруте следования и уж точно не станет проявлять излишнее любопытство. Оптимальный вариант, если ребёнок постоянно пользуется одним и тем же маршрутом (чаще всего так и бывает), — познакомить его с водителем, который станет хорошим помощником в дороге.

Сейчас читают:  Дочки-матери

И контрольная работа

Полезно попросить ребёнка описать свой маршрут словами или нарисовать своеобразную карту местности, по которой он будет двигаться. Перед первой самостоятельной поездкой психологи рекомендуют провести экзамен: выйдя с ребёнком из дома, во время следования по дороге и во время самой поездки вы должны выполнять роль стороннего наблюдателя, то есть держаться поодаль от своего чада и следить за его самостоятельными действиями, стараясь не вмешиваться в процесс. Дома обсудите с ним все нюансы. Учитывайте, что поездка в одиночку-дело непростое. Ребёнок волнуется, боится сделать что-то не так, навлечь на себя гнев взрослых, из-за чего запутаться даже в том, что хорошо знает. Ваша задача — не ругать юного пассажира, а доходчиво объяснить, что он сделал не так. Такие экзамены желательно проводить с 7 лет.
Мы неохотно отпускаем детей. Нам страшно, что с ними может что-то случиться, поэтому хочется, чтобы рядом с ребёнком всегда был кто-то из взрослых (няня, воспитатель, учитель). Самостоятельная поездка — первый шаг к свободе, признание взрослым интеллектуальной зрелости своего ребёнка. Для родителей это нелёгкий шаг, однако его надо сделать. Именно так начинается путь маленького человека к самостоятельности и ответственности за себя и свои поступки.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий