«Дети не слушаются, а я ничего не могу сделать». Почему педагог не справляется с классом


«Дети не слушаются, а я ничего не могу сделать». Почему педагог не справляется с классом

Молодая учительница стала классным руководителем. Но на ее уроках дети ведут себя отвратительно — ходят по классу, шумят, балуются. Когда она повышает голос — это ничего не меняет. Почему в классе нет дисциплины и что в силах изменить педагог? Отвечает школьный психолог Иван Брушлинский.

Вопрос: После института попыталась устроиться учителем начальных классов. Но вакансий в школе не было, взяли учителем музыки. Три года спустя получила собственный класс. Вскоре поняла, что не справляюсь с дисциплиной. Дети не слушались, ходили по классу, шумели. Ни увещевания, ни повышение голоса не работало, поэтому завуч стала завсегдатаем моих уроков.

В конце года класс забрали, я вернулась на должность учителя музыки. И хотя дети мои уроки любят, ведут себя адекватно лишь в присутствии своих классных руководителей. Школьный психолог, к которому я обратилась за помощью, убеждает, что учитель — призвание, а значит, профессия не для всех. Можно ли как-то с этим работать или стоит уйти из школы?

Шесть советов молодому учителю

Содержание статьи:

1. Найдите единомышленников среди старших коллег. Попробуйте наладить контакт с теми, кто вас принимает, у кого вы сами готовы перенимать опыт.

2. Налаживайте отношения с родителями учеников. Это ресурс, особенно когда речь идет о дисциплине. От контакта с родителями многое будет зависеть. Помните, что разговор с родителем исключительно из позиции «хочу пожаловаться на вашего ребенка» может сыграть с вами дурную шутку. Ему может надоесть слушать жалобы. Поэтому он сам начнет жаловаться на вас, обвиняя в непрофессионализме.

Строить отношения с родителями следует из позиции: «У нас с вами есть замечательный ребенок, давайте вместе дома и в школе обеспечим ему корректный вектор воспитания и образования». Вы должны стать командой и вместе справляться с трудностями.

3. Негативная динамика в трудном классе редко бывает тотальной. Всполохи разрушающего учебную обстановку поведения обычно точечные. Всегда есть дети, которые создают конфликтную атмосферу. Работать с ними следует вместе с коллегами, школьным психологом и родителями.

4. Играйте с рассадкой в классе, переключайте детей физкультминутками, используйте свисток или колокольчик для привлечения внимания, проводите воспитательные беседы, устанавливайте личный контакт — делайте все возможное, чтобы дети вас слышали на уроке.

Главное, ищите внутренние причины, почему ученики отвлекаются. Может оказаться, что одному ребенку просто необходимо чуть больше внимания, другому — помощь в разрешении конфликта с одноклассниками, третьему нужно чуть больше мягкости, иначе он воспринимает педагога как родителей, с которыми у него очень плохо выстроен диалог. Словом, ищите индивидуальный подход к тем ребятам, с которых начинается негативная динамика. Ищите способ, который будет работать с конкретным человеком.

5. Работайте над собой. Изучайте видео, статьи и книги, в которых педагоги делятся опытом, приемами и своим отношением к профессии. Часто именно смысл помогает учителю переваривать трудности, с которыми он сталкивается.

Утрата смысла всегда приводит к снижению трудоспособности, отсутствию самого желания справляться с детьми.

Личная терапия не бывает лишней. Порой дети затрагивают в нас те струнки, которые и так являются болезненными, например, неуверенность в себе, ощущение беспомощности, проблемы из детства. Не оставляйте это без внимания.

6. Никакого призвания не существует. Если вы действительно хотите заниматься детьми, быть учителем, классным руководителем, то есть человеком, с которым дети готовы установить наиболее близкий контакт, рано или поздно это получится.


«Дети не слушаются, а я ничего не могу сделать». Почему педагог не справляется с классом

Почему педагоги не справляются

Многие педагоги сталкиваются с ситуацией, когда класс не подчиняется, а дисциплина хромает. Чтобы взаимодействовать с детьми, нужны определенные личностные качества. Например, уверенность в себе, способность контролировать свои эмоциональные реакции и умение управлять вниманием группы.

Младшие школьники чаще всего ориентируются на твердость и конкретность преподавателя. Дети начинают пользоваться ситуацией, если:

  • какие-то детские реакции или поведение смущают и сбивают преподавателя;
  • учитель остро реагирует и не справляется с ситуацией;
  • педагог не может остановить процессы, возникающие в классе.
  • От учителя зависит далеко не все. Бывают разные классы, разные дети, разные ситуации. Встречаются классы, справиться с которыми затруднительно даже для педагогов с огромным стажем и опытом.

    Другое дело, что молодые педагоги сами недавно были за школьной и студенческой скамьей. А значит, помнят, как неприятно, когда с ними говорят из директивной и авторитетной позиции. Поэтому часто молодые учителя стараются прислушиваться к детям, придерживаться гуманистических и демократических ценностей. Это безусловно важно и правильно, но если в классе не выстроена дисциплина, то в результате это может привести к негативным последствиям.

    
«Дети не слушаются, а я ничего не могу сделать». Почему педагог не справляется с классом

    Призвания не существует

    Идеально, когда учитель умеет лавировать между строгим контролем и дружественным контактом с детьми. Еще важнее — быть справедливым! Несправедливость дети улавливают быстрее всего. Быть пристрастным, пристыжать, выставлять несправедливые оценки — лучший способ испортить отношения с детьми.

    Педагогический авторитет приходит с опытом, насмотренностью, личностными изменениями и, в какой-то степени, со стойкостью характера педагога. Когда учитель обретает четкость в своих способах построения отношений с детьми, когда его требования конкретны и справедливы, когда он становится настоящим лидером, то есть ведет детей за собой (а в младших классах это особенно важно), тогда-то вопрос дисциплины сам собой улетучивается.

    Сейчас читают:  25 полезных приспособлений, необходимых всем молодым родителям

    Я убежден, что не существует призвания как абстрактной субстанции, закрепленной за каждым человеком. Как нет и правильного пути, который человек должен найти. Зато совершенно точно есть индивидуальные особенности, таланты, умения, навыки и предрасположенности, которые комплексно раскрываются в том или ином виде деятельности.

    Если ваша мотивация лежит к тому, чтобы быть хорошим учителем, со временем вы сможете скомпенсировать любые личностные особенности, стоящие на пути к вашей цели.

    Кто-то находит идеальный для себя формат взаимодействия, например, игровой. Кто-то через хорошо подобранный материал удерживает внимание детей. Кто-то идет работать с детьми другого возраста, например, с демонстрирующими большую осознанность и разделяющими дружественный подход педагога.

    Кстати, это частый случай, когда контакт с малышами у педагога не выстраивается, зато с детьми среднего и старшего возраста все получается или наоборот. Старайтесь повышать квалификацию, чтобы уметь работать с детьми разного возраста.

    
«Дети не слушаются, а я ничего не могу сделать». Почему педагог не справляется с классом

    «В нашем коллективе так принято»

    Не стоит забывать: коллектив педагогов — это сложная, с точки зрения социальных взаимоотношений, структура. Коллектив может как помочь приобрести авторитет, так и с легкостью его подорвать. Школа — место, где люди работают по много лет. Там всегда есть неписаные правила «как у нас принято». Если приходит новый специалист, который начинает работать как-то иначе, чем привыкли остальные, это часто вызывает раздражение.

    Бывают ситуации, когда в коллектив возрастных преподавателей приходит молодой учитель и его просто не принимают. Убеждены, что и то плохо у него выходит, и это не получается. Ему всячески выказывают неприятие, что морально уничтожает. Иногда удается разрешить противоречия или частично скомпенсировать через обращение к администрации школы или психологу.

    Даже если с одной группой учителей возникла конфронтация, с другой сложился крепкий альянс — это большая поддержка. Но если первое и второе не сработало, поможет только смена работы.

    Другая особенность педколлективов — подверженность ротациям. Смена кадров происходит регулярно, даже в середине года. Часто звучит угроза: «Если это не прекратится, я уволюсь». Это значит — выстраивать командные связи и иметь стабильную поддержку, в которой мы нуждаемся, бывает непросто.

    Молодые специалисты часто сталкиваются с личными конфликтами и неприязнью тех, кто обладает властью и положением. Это может быть методист или руководитель объединения. По моему опыту, на этом уровне возникают трудности в рабочей коммуникации. Порой старшие товарищи относятся к молодым специалистам как к детям, поучают их без должного уважения, пренебрегая их правами и равенством позиций. Это добавляет педагогу неуверенности в себе.

    
«Дети не слушаются, а я ничего не могу сделать». Почему педагог не справляется с классом

    Коалиция родителей

    Первый год классного руководства всегда самый сложный. Чтобы стать неплохим классным руководителем, необходимо два–три года практики. Бывает, требуется сменить класс, если контакт не сложился. Могут возникнуть трудности как с детьми, так и с родителями.

    Взрослые могут играть на повышение или понижение учительского авторитета. Многое зависит от удовлетворенности личностью педагога, его поведением, способностью доносить информацию, оказывать помощь, разбирать и реагировать на конфликтные ситуации.

    В целом действия родителей могут оказать негативное влияние на авторитет учителя. Обычно это бывает, если складывается коалиция из родителей, которые активно транслируют детям недовольство педагогом. А те негативное отношение передают дальше.

    Справляться с вызовом и побеждать эмоции

    Класс — это энергия группового процесса. В нем все время что-то происходит. Коалиции то складываются, то распадаются, то возникает дружба, то ненависть и конфликты. Здесь всегда кипит жизнь. И это остро ощущается во время учебного процесса: в рассадке детей, в том, как они взаимодействуют во время уроков, как кто-то кого-то дергает за косичку или отбирает карандаши.

    Кажется, задача учителя — давать информацию и отрабатывать материал с детьми, чтобы они получали новые знания и навыки. Но помимо этого с детьми нужно взаимодействовать, слышать их эмоциональные запросы и потребности, отслеживать их межгрупповые взаимодействия.

    Главное, держать баланс между контактом и дисциплиной, умудряясь обеспечивать не только образовательный, но и воспитательный процесс.

    Педагогу стоит научиться справляться с вызовами, оставаться при этом адекватным и справедливым взрослым, который, несмотря на детские проступки, готов услышать, понять и прийти на помощь. Но учителю так же необходимо справляться с эмоциями, которые порождают в нем действия детей. Две эти непростые задачи требуют от педагога постоянной внутренней работы.

    Источник

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий